«Сумасшедшие идеи»
Содержание. "Тайны" Психики без тайн.
Возвратимся к «озарениям» Якоба Бёме. Он был, конечно, удивительным человеком, обладавшим незаурядными способностями. Его ум впитывал идеи «летающие в воздухе» в тот переходный исторический период и по-своему перерабатывал их. Это было время разложения средневековых устоев и брожения умов. Утратив веру в ряд основных догматов христианства, Бёме неистово искал разгадку мироздания. Это неистовство и привело его к «озарениям». И хотя он остался истинным сыном своего времени, не порвал окончательно с религиозным мировоззрением и проповедовал чисто мистические идеи, теологическим языком он высказал глубокую догадку о том, что закономерности природы заключены в самой природе.
Есть основания считать, что именно психическая встряска «озарения» и привела его к некоему гениальному прозрению. В таком случае возникает вопрос: как это можно объяснить?
Принципиально новое решение проблемы, научное открытие очень часто не может быть достигнуто с помощью стандартных приемов и устоявшихся истин. В этих случаях логика, пусть самая последовательная, самая железная, оказывается бессильной. Чтобы найти решение, часто необходим радикальный разрыв с устаревшими - «вечными» - истинами и принятие совершенно иной стратегии мышления. Вот почему так важно уметь по-новому взглянуть на старые вещи и явления. Но это всегда сопряжено с большими психологическими трудностями, так как связано с ломкой устоявшегося стереотипа мышления.
Геоцентрическая система, в классическом виде созданная Аристотелем (IV в. до н. э.) и Птолемеем (1 пол. II в.), согласно которой Земля является центром Вселенной, закрепилась более чем на полтора тысячелетия. Потребовались героические усилия Коперника, Бруно и Галилея, чтобы разрушить этот стереотип, победить устоявшийся «единственно верный взгляд», что Солнце движется вокруг Земли, и утвердить новые представления о нашей планетарной системе. Это было тем более трудно, что все видели, как Солнце движется по небу. И разве может быть об этом иное мнение?
Новые идеи, резко противоречащие установившимся стереотипным взглядам, часто воспринимаются при своем появлении как нечто абсурдное. «Но парадоксально и то,- писал К. Маркс,- что земля движется вокруг солнца и что вода состоит из двух легко воспламеняющихся газов. Научные истины всегда парадоксальны, если судить на основании повседневного опыта, который улавливает лишь обманчивую видимость вещей»1.
пуфффВот тут-то и помогает творческое «озарение», интуитивное проникновение в суть неизвестного явления. Ведь если в зоне нашего сознания процессы мышления протекают обычно по ранее выработанным схемам, оперируют устоявшимися понятиями в соответствии с привычной логикой, то в зоне подсознательного они менее «дисциплинированны». Именно этот «беспорядок» и делает возможным создание неожиданных комбинаций, «сумасшедших идей», как выразился датский физик Н. Бор. Одна из таких идей «посетила» А. Эйнштейна, разработавшего свою знаменитую теорию относительности. Напомним, что утверждение об относительности пространства и времени многим физикам и философам казалось поначалу абсурдным.
О том, что скачок к новым идеям произошел у Эйнштейна в процессе напряженной работы и что сначала они ухватывались больше интуитивно, можно судить по его собственным высказываниям. «Для меня не подлежит сомнению,--Писал он,- что наше мышление протекает в основном минуя Символы (слова) и к тому же бессознательно. Если бы это было иначе, то почему нам случается иногда «удивляться», притом совершенно спонтанно, тому или иному восприятию... Этот «акт удивления», по-види-МоМу, наступает тогда, когда восприятие вступает в конфликт с достаточно установившимся в нас миром понятий. В тех случаях, когда такой конфликт переживается остро и интенсивно, он в свою очередь оказывает сильное влияние на наш умственный мир. Развитие этого умственного Мира представляет собой в известном смысле преодоление чувства удивления - непрерывное бегство от «удивительного», от «чуда»»2.
Итак, процесс замыкания «невероятных» комбинаций в подсознательной сфере протекает особенно благоприятно При сильном ослаблении обыденного, стереотипного мышления - решение проблемы приходит на прогулках, во время игр и т. д. Подсознательная творческая деятельность мозга делает иногда находки и открытия в сновидениях. Во сне Д. И. Менделеев увидел принципиальную схему своей будущей таблицы, немецкий химии Август Кекуле - формулу бензола. Сновидение подарилс П. И. Чайковскому тему первого концерта. В сонной грезе Рафаэлю предстал образ его знаменитой Мадонны. Имеется много и других свидетельств об «откровениях» вс время сна.
В процессе творчества решению проблем нередко помогают различные подсказки. Вот только один из таких примеров, который приводится в книге английского писателя С. Смайльса «Самодеятельность».
Над проектом моста через горную реку Твид инженер-мостовик Броун работал длительное время. Проект никак не получался. В отчаянии он оставил однажды чертежную доску и вышел прогуляться в сад. Затем прилег под кустом, но тотчас вскочил: в простой паутине он вдруг увидел нужный ему чертеж, ясно вычерченный серебристыми нитями на фоне голубого неба. Это была не просто паутина, а маленький ажурный мост между ветвями. Ветер раскачивал ветви, но паутина не рвалась. И в воображении Броуна уже не хрупкие ветви растягивали паутину, а серые скалы держали на цепях легкий мост над ущельем. Он сразу же засел за чертежи и вскоре создал новую конструкцию - висячий мост без дорогих и сложных устоев. Увиденная им паутина послужила своеобразной подсказкой в решении проблемы.
Несомненно, что он много раз прежде видел серебристые нити паутины. Тем не менее это не помогло ему сразу создать нужную конструкцию. Необходимо было вначале потрудиться над задачей, и лишь после этого паутина приобрела вид висячего моста в миниатюре. При этом ему казалось, что он нашел решение как бы без рассуждения, сразу увидел его воочию. Это и было проявлением интуиции: ведь по-латыни данное слово буквально означает «созерцание», «усмотрение», «видение».
Есть движущая сила, стимулирующая мозг работать над проблемами, искать новые идеи и образы, которые озаряют сознание неожиданным «откровением». Такой движущей силой является устремленность творчески одаренной личности к какой-либо социально значимой цели. Напряженный поиск научной истины, художественного образа всегда вырабатывает длительную установку личности и сопровождается мощным эмоциональным зарядом. О значении эмоций в познавательной деятельности В. И. Ленин писал, что «без «человеческих эмоций» никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины»3. Человек увлеченно сосредоточивается на определенном круге проблем и интересов. Если эта эмоциональная доминанта (установка) существует длительное время, то в процессе творчества постепенно выкристаллизовываются идеи, образы и мысли, связанные с решаемой проблемой. В какой-то момент, когда идея «созревает», в свете пришедшего «озарения» все, что называется, встает на свои места.
А как же тогда быть с «озарениями» мистиков? Конечно же некоторые из них обладали высокими творческими способностями, например тот же Бёме. Но следует напомнить: чтобы вызвать религиозный экстаз, то есть обеспечить у верующего «прорыв» эмоционально окрашенных представлений из подсознательной сферы, нужна горячая, нерассуждающая (то есть фанатическая) вера в сверхъестественное. Служители религиозных культов за многие века и тысячелетия выработали и применяют специальные приемы, например длительные посты и молитвы, возбуждающие танцы шаманов, ритмические звуки бубна, некоторые элементы системы йоги и т. д. Такие приемы, по существу, призваны отключить высшие отделы мозга - притупить сознание, держащее под своим контролем подсознательную сферу с ее буйным воображением, эмоциями и аффектами.
Как видим, несмотря на общность чисто психофизиологических механизмов религиозного «озарения» и одухотворения, вдохновения, которое люди нередко Испытывают в процессе научного или художественного творчества, эти состояния по самой своей сути имеют коренное различие - в первую очередь в направленности и в конечных результатах. Если религиозный экстаз убеждает людей в ложности реального мира, порождает фанатизм, то творческое одухотворение художников и ученых рождает вполне реальные общественные ценности - великолепные произведения искусства, выдающиеся научные открытия, которые несут людям радость и новое знание о мире.
Вот почему мы с полным правом можем сказать: именно такое одухотворение и есть Настоящее «озарение». И ни с богом, ни с другими несуществующими сверхъестественными силами оно не имеет ничего общего. Не все тайны этого явления раскрыты, но нераскрытое кроется во вполне материальном источнике - в нашем мозгу, в психологических закономерностях, которые ученые познают все глубже.
1. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 16, стр. 131.
2. А. Эйнштейн. Физика и реальность. М., 1965, стр. 133.
3. В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 25, стр. 112.Материал взят
отсюдаmrega.ru/taini/121-lsumasshedshie-ideir.html
@темы:
психология,как образуеться озарение,сумашедшие идеи,интересное,жизнь,непонятное.