20.12.2011 в 12:58
Пишет
Diary best:
Пишет
Aubrey!:
Давайте-ка поговорим о музыке в денежном эквиваленте, а то я сколько статей/рассуждений на эту тему не читаю, все только весьма абстрактно говорят о пиратстве и наглеющих мейджор-лейблах, и никто не подкрепляет свои слова данными. Ниже представлены данные из найденных мною статей на The Economist'e, выводы тоже их, мои - в оффтопике, перевод мой, ссылки не даю, потому что на сайте нужна регистрация для просмотра статей, настолько заинтересуетесь - логиньтесь и по тегу
music сами найдете.
Начнем с любимой темы - продажи CD.
C 1999 года (за точку отсчета берется именно он, потому что тогда появился Napster) мировые продажи записанной музыки рухнули с 27,3 млрд долларов до 15,9 млрд в 2010.
(42% - да много, но ведь не в 4 раза?) Несмотря на это, согласно данным Международной федерации индустрии звукозаписи в некоторых странах спрос сохранился. Наибольший спрос наблюдается в Японии и Великобритании - они потратили больше всего, если брать эту сумму относительно ВВП. Из Большой Семерки только Италия характеризуются высоким уровнем пиратства и низкой склонностью к покупке дисков. Но самые слабые - развивающиеся рынки Азии. Китай, который является второй по величине экономикой в мире, не входит даже в топ-20 по продажам музыки. Здесь ее копируют с таким же успехом, как и кроссовки.
читать дальшеА еще можно посчитать в таком разрезе: Америка обеспечивает 25,6% общего спроса, Япония - 24,7%, Германия - 8,3%, Великобритания - 7,9%.
Но даже на успешных рынках продажи стремительно падают. В Британии по сравнению с 2001 годом они упали на 40%. В Японии число проданных дисков упало на 6% в 2008 году, и на 24% в 2009. При этом, паралелльные снижения цены ведут к еще большим потерям прибыли.
Их заменяют цифровые продажи музыки? Как бы не так.
Продажа цифровой музыки является весьма скудной заменой. Покупка отдельных треков обходится пользователям куда дешевле. К тому же, даже в этом сегменте рынка продажи остановились. В 2010 году американцы купили 841 млн цифровых треков, преимущественно из iTunes, годом ранее - 847 млн. И главная причина здесь - не пиратство, а внутренний каннибализм Apple: сама компания предлагает уйму других способов, как потратить деньги, начиная с iPad и заканчивая 250.000 приложений.
Мировые продажи замерли на отметке 5 млрд долларов, и по оценкам специалистов, не склонны к резким скачкам.
Вся надежда остается на живые выступления?
По оценкам исследовательской компании Pollstar, 50 крупнейших музыкальных туров в 2010 собрали 2,93 млрд долларов, что на 12% меньше, чем годом ранее. StubHub, популярный сайт по продаже билетов на концерты, сообщает, что в период с 2008 по 2010 годы средняя цена билетов упала на 18%. Продолжительный расцвет живой музыки, который привел к увеличению прибыли в этой отрасли в Америке с 1 млрд в 1995 году до 4,6 млрд долларов в 2009, остановился. Группы поднимали средние цены на билеты до максимума и проверяли терпение поклонником длинными турами. Майкл Рапино (Michael Rapinoi), глава Live Nation Entertainment, говорит, что в прошлом году регулярно оставалось не проданными 40% всех билетов.
Эксперты не предсказывают легкого и быстрого выхода из этой усугубляющейся ситуации. В формировании цены билета принимают участие четыре стороны: музыканты, промоутеры, распространители билетов и площадки - они, однако, погрязли в вечных разборках между собой, и не готовы к тому, чтобы применить новую разумную ценовую стратегию. Музыкальный бизнес имеет за своей спиной длинный список примеров того, как он оказывался неспособным своевременно модернизироваться. Он не смог вовремя справиться с пиратством, что привело к крушению продаж дисков и увеличившейся зависимости бизнеса от концертов. Сейчас же пришло время проверить его способность адаптироваться к изменениям в концертной деятельности.
Я верю их цифрам, но почему никто не вспомнил мировой экономический кризис? По-моему, это куда более веская причина, чем «длинные туры». Ну и вообще: открывайте новые рынки! Европа не заканчивается Польшей, помимо Северной есть еще и Южная Америка. Так что, я не верю, что там все так уж безвыходно.
Вот наглядный график:
Но здесь есть несколько "но": на концерты не стало ходить настолько больше людей, просто билеты стали дороже. В 1996 году билет на концерт из топ-100 туров стоил в среднем 25,81$, согласно все тому же Pollstar. Здесь всплывает еще одно "но": в Америке тоже есть инфляция, и если цены умножить на дефлятор, то сейчас билет должен был бы стоить 35,30$. Но он стоил в среднем 62,50$. Цены поднялись, как за счет аппетита исполнителей, так и за счет того, что уровень концертов все-таки значительно повысился.
Здесь позволю не согласиться с автором: элементарные подсчеты показывают, что количество посетителей концертов возросло процентов так на 80.
Guardian дополняет статистикой по Британии: в 2010 прибыль от стадионных концертов упала на внушительные 70% (но здесь тоже требуется индивидуальный подход: не выступали многие, кто обычно заполняет стадионы). Прибыль более скромных арен снизилась на 14%.
Но не спешите хоронить музыкальный бизнес.
Он не умирает, он перерождается. Performing Right Society for Music два года подряд (2008, 2009) фиксировал рост годового оборот музыкального бизнеса в Британии: в 2009 он составил 6,1 млрд долларов, или 3,9 млрд фунтов стерлингов, что на 5% больше показателей за 2008 год. Многие из этих денег прошли мимо звукозаписывающих компаний. Но даже они умудрились заработать 1,1 млрд фунтов в 2009, на 2% больше, чем годом ранее. В 2010 последовал незначительный спад (на 4.8% до £3.8 млрд), который, однако, характеризуется не системными изменениями, а отходняком после бума от Майкла Джексона, Леди Гаги и Сьюзан Бойл.
Взять хотя бы мерчендайз.
Bravado, специализирующаяся на продаже маек и прочих принадлежностей, с 2007 увеличила свои продажи в два раза (И вот говорите после этого, что хипстеры любят майки с исполнителями, и насколько компаниям выгодно, чтобы они их любили?). При этом, если раньше основная часть их продаж приходилась на концертные площадки, то теперь половина обеспечивается за счет обычных розничных магазинов.
И тут же можно вспомнить всех артистов, которые открывают свои дизайнерские линии: что же они продают, музыку, или используют музыку, чтобы продавать?
Еще одна статья доходов - спонсорство. По оценкам IEG, компании следящей за этим рынком, размер спонсорских контрактов на туры достиг 1,74 млрд долларов в 2010 в Америке, в то время как в 2006 он был равен 1,38 млрд.
Ну, и само собой разумеется, телевидение. Журналист, писавший статью, как-то сел перед телевизором и посчитал, как часто он слышит какую-то мелодию. Результат: каждые 40 секунд. И это не говоря о том, что огромную популярность получили шоу, целиком и полностью построенные на музыке: American Idol, X-Factor, Glee.
Впрочем, есть еще одна проблема, о которой нельзя забывать. Это старение аудитории, обладающей платежеспособным спросом.
В 2002 году 16,4% всех расходов на музыку в Великобритании приходилось на возрастную группу от 12 до 19, т.е. тинэйджеров. Это было в два раза больше, чем тратили на музыку пенсионеры (старше 60 лет, 8,8%). Сейчас же расходы пенсионеров превышают расходы тинэйджеров: уже к 2008 соотношение было 13,8% к 12%.
Последствия наглядно видны в чартах: альбом-бестселлер №1 в Америке после 2000 года - коллекция хитов Битлз. В какой-то момент в прошлом году в Великобритании четыре из топ-десяти продаваемых альбомов были собрания Битлз, а возглавлял продажи альбом Веры Линн, которой на тот момент было 92 года. А самым продаваемым альбомом в 2009 стал “I Dreamed a Dream” Сьюзан Бойл, которую тоже не молодежь слушает.
Но стареют не только покупатели, стареют и посетители концертов.
Топ-3 стадионными турами в 2009 году в Америке были: 1. U2 (средний возраст - 49 лет), 2. Брюс Спрингстин (61), и 3 место разделяют Элтон Джон (63) и Билли Джоэл (61). Что вообще поднимает острый вопрос: что же будет, когда у их аудитории все-таки откажут ноги?
Потому что скептики считают, что в нынешних условиях возможность появления их замены весьма мала. Артисты, способные собирать стадионы, появлялись во времена, когда со студией можно было подписать мульти-альбомный контракт, был шанс записать провальный альбом и выйти на международный рынок, когда предоставится хорошая возможность. В итоге они имели легионы фанатов, их песни были привлекательны для нескольких поколений, их гораздо охотнее использовали рекламодатели и создатели тв-шоу.
Оптимисты возражают, что хоть у таких, легко наполняющих стадионы, групп и не будет прямых замен, популярные артисты все равно продолжат появляться и существовать. Просто им приходится создавать фан-базу посредством социальных сетей, записывая музыку для телевидения и путешествуя от одной площадки к другой. При этом, многие из них прославятся со скоростью, которая и не снилась их предшественникам: примером тому служит и Леди Гага, и Джастин Бибер. Ну и старшее поколение всегда склонно считать, что музыка, которую слушают их дети, долго не протянет.